Добрый день! Вас приветствует Моргунова Татьяна Александровна, учитель-логопед высшей категории.
Как правильно организовать логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы? Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития.
Большинство детей, поступающих в МКОУ "Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки", имеют речевые нарушения, а нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации. В связи с этим, в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.
Учитель-логопед осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии речи учащихся, препятствующих усвоению программы обучения; проводит углублённое логопедическое обследование учащихся для определения структуры и степени выраженности имеющегося дефекта; комплектует группы для занятий с учётом патологии речи в период с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая; планирует направления и содержание индивидуальной и групповой коррекционной работы, методической работы на учебный год; проводит индивидуальные и групповые занятия по коррекции выявленных нарушений; использует разнообразные формы, методы, приёмы и средства обучения в рамках государственного стандарта; работает в тесном контакте с учителями, посещает занятия и уроки в целях выработки единой направленности работы; участвует в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума; консультирует педагогов школы, родителей (законных представителей) по применению методов и приёмов оказания помощи учащимся, по результатам коррекции; участвует в методических семинарах, педагогических советах, конференциях и других школьных мероприятиях по проблемам оказания логопедической помощи детям и подросткам, проводит пропаганду логопедических знаний.
Логопедическую помощь получают 100% нуждающихся в ней учащихся 1-7 классов. Принципиальным в работе является умение работать в контакте «учитель-логопед - психолог - медицинский работник», происходит координация при составлении планирования, выработки единых педагогических требований, определении зоны ближайшего развития ребенка. Взаимодействие специалистов отражено и в конкретной документации школьной медико-психолого-педагогической комиссии.
Логопедические занятия проводятся с учащимися 1-7 классов, основные диагнозы которых: системное недоразвитие речи (СНР) лёгкой, средней и тяжёлой степеней с фонетическими нарушениями; нарушение письменной речи, обусловленное СНР.
Календарно-тематическое планирование, организация и проведение различных видов логопедической работы (обследование устной и письменной речи, фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия) определяется программными и методическими пособиями, осуществляется своевременно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Результаты обследования, проводимые в начале учебного года, оформляются в речевой карте, что позволяет комплектовать группы, объединенные общностью дефекта, для дальнейших логопедических занятий. В конце года, при повторном обследовании, в профиле отмечается эффективность коррекционной работы с каждым учащимся.
Методические материалы:
Методическая разработка "Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета 2023-2024г."
Приложения : 1. Логопедический кабинет (презентация) 2. Логопедический кабинет(буклет)
Дидактическое пособие "Дидактическая кукла "Весёлый язычок"
Конспект занятия по развитию речи в 1 классе "Зимушка-зима"
Артикуляционная гимнастика (буклет)
Домашняя игротека по развитию речи (буклет)
План работы учителя- логопеда на 2023-2024 учебный год
Методические материалы Щепиной Оксаны Владимировны:
«Правильно слышим,грамотно пишем…»
Годовой план на учебный год 2023-2024
Особенности корреционнной работы в школе
Методические рекомендации для родителей
Комплекс упражнений и техник на развитие графомоторного навыка у младших школьников с ОВЗ
Буклет Игры в домашних условиях по коррекции дисграфии
Практический материал для профилактики нарушений письменной речи в начальных классах